Понятие интегрированной системы менеджмента у многих отечественных предприятий ассоциируется, во-первых, со сложным процессом по объединению в одно целое каких — либо систем менеджмента, а во — вторых, с оптимальным способом существования организации в условиях глобальной конкуренции.
Однако в общепризнанном понимании ИСМ — это часть системы общего менеджмента предприятия, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое.
Что дает ИСМ?
Внедрение интегрированной системы менеджмента на предприятии позволяет решить следующие проблемы, зачастую возникающие при параллельном или последовательном независимом внедрении нескольких стандартов:
- дублирование процессов, документов, должностей и функций подразделений;
- запутанность взаимосвязей между системами управления качеством, экологией, профессиональной безопасностью и здоровьем при независимом внедрении;
- сложность целостного восприятия системы менеджмента руководством компании, и, соответственно, низкая эффективность планирования, контроля и управления в целом;
- длительный срок внедрения группы стандартов на предприятии;
- большая трудоемкость и потребность в ресурсах при независимом внедрении группы стандартов.
Определив, что интегрированные системы менеджмента выгоднее независимых, перейдем к вопросу построения ИСМ.
Целесообразность создания максимально интегрированных систем менеджмента не вызывает сомнений. К числу явных достоинств таких систем можно отнести:
— интегрированная система обеспечивает большую согласованность действий внутри организации, усиливая тем самым синергетический эффект , заключающийся в том, что общий результат от согласованных действий выше, чем простая сумма отдельных результатов (когда, согласно парадоксу Аристотеля, «один плюс один больше двух»);
— интегрированная система минимизирует функциональную разобщенность в организации, возникающую при разработке автономных систем менеджмента ;
— создание интегрированной системы, как правило, значительно менее трудоемко, чем нескольких параллельных систем;
— число внутренних и внешних связей в интегрированной системе меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах; объем документов в интегрированной системе значительно меньше, чем суммарный объем документов в нескольких параллельных системах;
— в интегрированной системе достигается более высокая степень вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации;
— способность интегрированной системы учитывать баланс интересов внешних сторон организации выше, чем при наличии параллельных
систем;
— затраты на разработку, функционирование и сертификацию интегрированной системы ниже, чем суммарные затраты при нескольких системах менеджмента
Построение интегрированной системы менеджмента, что называется «с нуля», должно строиться на принципах, установленных в международных стандартах менеджмента. При этом в качестве базовых должны приниматься принципы менеджмента качества, в первую очередь, такие как процессный подход, системный подход, лидерство руководителя, вовлечение работников и постоянное улучшение. Реализация именно этих принципов позволяет наилучшим образом обеспечить интегрирование положений стандартов на отдельные системы в единый комплекс.
Принципы процессного и системного подхода могут быть реализованы путем построения целостной модели процессов ИСМ согласно требованиям выбранной группы стандартов. Модель строится с использованием методологии IDEF0, которая позволяет с достаточной степенью детализации описать требования ИСМ, и в то же время оставляет возможность для дальнейшей декомпозиции. Это обстоятельство обеспечивает возможность адаптации универсальной модели ИСМ практически в любой организации.
Фундамент ИСМ
Организационно — методическим фундаментом для создания интегрированных систем служат стандарты ИСО серии 9000. Базовые понятия и принципы, сформулированные в этих стандартах, в наибольшей мере соответствуют понятиям и принципам общего менеджмента. При этом особую значимость представляет процессный подход, который не опосредованно (как это имеет место при функциональном подходе), а непосредственно отражает реальные процессы, осуществляемые в современном бизнесе. Немаловажно и то, что введение в действие стандартов ИСО серии 9000 в исторической ретроспективе предшествовало введению в действие других международных стандартов на системы менеджмента и во многом предопределило методологию их построения.
В ИСМ может являться комбинацией множества систем менеджмента основанных на таких стандартах как ИСО 9001, ИСО 14001, ОХСАС 18001, ИСО 50001, ИСО 22000, ИСО 27001, GMP, GDP, ИСО 31000 и т.п.
В результате интеграции систем менеджмента могут быть получены следующие преимущества:
- повышение технологичности их разработки, внедрения и функционирования;
- создание единой гармонизированной структуры менеджмента;
- снижение затрат на разработку, функционирование и сертификацию систем;
- совмещение ряда процессов (планирования, анализа со стороны руководства, управления документацией, обучения, внутренних аудитов и пр.) повышение мобильности и большей адаптации к изменяющимся условиям;
- большая привлекательность для потребителей, инвесторов и других заинтересованных сторон.
Для создания интегрированной системы менеджмента предприятию придется затратить немалые силы и ресурсы, но в итоге будет сформирована корпоративная система менеджмента предприятия, нацеленная на достижение устойчивых финансовых показателей, с учетом интересов потребителей, персонала, акционеров, поставщиков и общества. Внедрение ИСМ на предприятиях следует рассматривать как важнейшую предпосылку роста их конкурентоспособности и устойчивого развития в условиях рынка