KAIZEN
Кайдзен, кайдзэн — японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.
Метод «Кайдзен» в бизнесе — постоянное улучшение, начиная с производства и заканчивая высшим руководством, от директора до рядового рабочего.
Улучшая стандартизованные действия и процессы, цель кайдзен — производство без потерь.
Впервые философия кайдзен была применена в ряде японских компаний (включая Toyota) в период восстановления после Второй мировой войны, и с тех пор распространилась по всему миру.
В японском языке слово «кайдзен» означает «непрерывное совершенствование». Исходя из этой стратегии, в процесс совершенствования вовлекаются все — от менеджеров до рабочих, причем её реализация требует относительно небольших материальных затрат.
Японская философия кайдзен предполагает, что наша жизнь в целом (трудовая, общественная и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение.
Принципы кайдзен
Различные авторы выделяют разное количество ключевых принципов, на которых основывается кайдзен. При этом обычно в их число включают следующие принципы:
Фокус на клиентах — для компании, использующей кайдзен, важнее всего, чтобы их продукция (услуги) удовлетворяли потребности клиентов.
Непрерывные изменения — принцип кайдзен, характеризующий саму его суть, то есть, непрерывные малые изменения во всех сферах организации — снабжении, производстве, сбыте, личностных взаимоотношений и так далее.
Открытое признание проблем — все проблемы открыто выносятся на обсуждение. (Там, где нет проблем, совершенствование невозможно).
Пропаганда открытости — малая степень обособленности (особенно в сравнении с западными компаниями) между отделами и рабочими местами.
Создание рабочих команд — каждый работник становится членом рабочей команды и соответствующего кружка качества (новый для организации работник входит также в состав клуба «первогодок»).
Управление проектами при помощи межфункциональных команд — ни одна команда не будет работать эффективно, если она действует только в одной функциональной группе. С этим принципом тесно связана присущая японскому менеджменту ротация.
Формирование «поддерживающих взаимоотношений» — для организации важны не только и не столько финансовые результаты, сколько вовлечённость работников в её деятельность и хорошие взаимоотношения между работниками, поскольку это неизбежно (пусть и не в данном отчётном периоде) приведет организацию к высоким результатам.
Развитие по горизонтали. (Личный опыт должен становиться достоянием всей компании).
Развитие самодисциплины — умение контролировать себя и уважать как самого себя, так и других работников и организацию в целом.
Самосовершенствование. (Приучи себя определять вопросы, за которые отвечаешь ты лично, в отличие от тех, за которые отвечают другие, и начинай с решения собственных задач)
Информирование каждого сотрудника — весь персонал должен быть полностью информирован о своей компании.
Делегирование полномочий каждому сотруднику — передача определённого объёма полномочий каждому сотруднику. Это становится возможным благодаря обучению по многим специальностям, владению широкими навыками и умениями и пр.
Управлять — значит начать с планирования и сравнить план с результатом.
Анализ происходящего на предприятии и действие на основе фактов. (Делай выводы, опираясь на достоверные данные).
Устранение основной причины и предотвращение рецидивов. (Не путай причину проблемы с её проявлениями).
Встраивание качества в процесс как можно раньше. (Качество должно встраиваться в процесс. Проверка не создает качества).
Стандартизация. (Нужны методы, позволяющие закрепить достигнутый успех).
Кайдзен-проект — это серьезный проект, направленный на создание непрерывно совершенствующейся компании (внедрение кайзен, без реорганизации линий) или на внедрение бережливого производства в полном объеме.
Особенности кайдзен-проекта
Проект разбивается на шаги, каждый из которых ценен сам по себе и дает измеримый результат:
- доступно по цене;
- вы видите результат каждого этапа;
- работаем над внедрением вместе.
А если учесть, что предлагаемый метод нацелен на решение Ваших задач с минимальными затратами, то это, возможно, самый выгодный способ сотрудничества с нашей компанией.
Ведь к моменту внедрения второго шага мероприятия первого шага уже приносят свой коммерческий эффект.
Типовой План внедрения Кайдзен технологии
Этап 1. Внедрение кайдзен на производстве
Шаг 1. Подготовка.
- Сбор всей необходимой информации
- Отбор людей в кайдзен-команду и отбор актива из работников
- Предварительное изучение процесса
- Предварительное обучение членов кайдзен-команды
- Презентация и разъяснение проекта руководителям
- Выявление потенциальных причин трудностей при внедрении кайзен, предложение мероприятий для устранения этих причин.
Шаг 2. Опытный участок. (Пример)
Первый участок – финишная обработка, далее будем следовать по участкам последовательно, от конца к началу технологического процесса, согласно принципу «вытягивания».
В перспективе, за счет сокращения неэффективных затрат времени и труда, появится возможность обрабатывать листы более разнообразно (учитывая планы расширения линейки изделий), включая раскрой листа по чертежу заказчика.
В течение срока внедрения члены кайдзен-группы или кайдзен-менеджер проводят на опытном участке не менее 60 минут в день с каждой сменой, наблюдая, контролируя, помогая и отвечая на вопросы.
Процесс работ на опытном участке и достигнутые результаты доводятся до всех сотрудников предприятия.
Люди, активно участвовавшие в работе кайдзен-группы, обязательно должны быть вознаграждены (материально или нематериально)!
Ожидаемые результаты первого этапа (программа-максимум):
- Собраны предложения по улучшению
- Создана система показателей, позволяющая отслеживать результаты работ и качество процесса
- Внедрена усовершенствованная рабочая процедура (стандарт работы)
- Сократились потери (времени, трудозатрат, материала, энергии и др. – по ситуации)
- Повысилась дисциплина (работники бережнее относятся к оборудованию и ресурсам, поддерживают чистоту, соблюдают стандартную рабочую процедуру)
- Люди получили опыт решения задач по совершенствованию и им понравилось
- Кайдзен-группа получила опыт, овладела инструментами и приемами Kaisen на практике
Шаг 3. Последовательное внедрение на следующих участках.
Этап 2. Методика «Кайдзен» — внедрение в масштабе компании
Работа с высшим руководством компании:
— обучение в области кайдзен
— формализация стратегии
— декомпозиция стратегических целей до целей отделов, подразделений (постановка измеримых целей каждому подразделению и сотруднику)
Описание и упорядочивание бизнес-процессов компании (не только сферы производства), включая работу с персоналом, разработку новых продуктов, работу коммерческого отдела по развитию и т.п.
Разработка и внедрение процесса постоянного усовершенствования компании, включая систему предложений и систему групповой работы (кружки качества или что-либо подобное).
Работа по изменению корпоративной культуры в сторону кайдзен-мышления (ведется постоянно)
По этому этапу составляется отдельный подробный план.
СРОКИ
Кайдзен менеджмент может быть внедрен в период от 2-х недель до 1 года:
а) от 2 недели до 1 месяца — если нужно усовершенствовать отдельный небольшой процесс или деятельность небольшого подразделения;
б) от 1 месяца до 1 года (средний срок 5 месяцев) — если необходимо полноценное внедрение.
СТОИМОСТЬ
ВАРИАНТ 2 недели — от 750 000 тенге
ВАРИАНТ ОТ 1 МЕСЯЦА ДО ГОДА — от 1 200 000 тенге