Kaizen

KAIZEN

Кайдзен, кайдзэн — японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.

Метод «Кайдзен» в бизнесе — постоянное улучшение, начиная с производства и заканчивая высшим руководством, от директора до рядового рабочего.

Улучшая стандартизованные действия и процессы, цель кайдзен — производство без потерь.

Впервые философия кайдзен была применена в ряде японских компаний (включая Toyota) в период восстановления после Второй мировой войны, и с тех пор распространилась по всему миру.

В японском языке слово «кайдзен» означает «непрерывное совершенствование». Исходя из этой стратегии, в процесс совершенствования вовлекаются все — от менеджеров до рабочих, причем её реализация требует относительно небольших материальных затрат.

Японская философия кайдзен предполагает, что наша жизнь в целом (трудовая, общественная и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение.

Принципы кайдзен

Различные авторы выделяют разное количество ключевых принципов, на которых основывается кайдзен. При этом обычно в их число включают следующие принципы:

Фокус на клиентах — для компании, использующей кайдзен, важнее всего, чтобы их продукция (услуги) удовлетворяли потребности клиентов.

Непрерывные изменения — принцип кайдзен, характеризующий саму его суть, то есть, непрерывные малые изменения во всех сферах организации — снабжении, производстве, сбыте, личностных взаимоотношений и так далее.

Открытое признание проблем — все проблемы открыто выносятся на обсуждение. (Там, где нет проблем, совершенствование невозможно).

Пропаганда открытости — малая степень обособленности (особенно в сравнении с западными компаниями) между отделами и рабочими местами.

Создание рабочих команд — каждый работник становится членом рабочей команды и соответствующего кружка качества (новый для организации работник входит также в состав клуба «первогодок»).

Управление проектами при помощи межфункциональных команд — ни одна команда не будет работать эффективно, если она действует только в одной функциональной группе. С этим принципом тесно связана присущая японскому менеджменту ротация.

Формирование «поддерживающих взаимоотношений» — для организации важны не только и не столько финансовые результаты, сколько вовлечённость работников в её деятельность и хорошие взаимоотношения между работниками, поскольку это неизбежно (пусть и не в данном отчётном периоде) приведет организацию к высоким результатам.

Развитие по горизонтали. (Личный опыт должен становиться достоянием всей компании).

Развитие самодисциплины — умение контролировать себя и уважать как самого себя, так и других работников и организацию в целом.

Самосовершенствование. (Приучи себя определять вопросы, за которые отвечаешь ты лично, в отличие от тех, за которые отвечают другие, и начинай с решения собственных задач)

Информирование каждого сотрудника — весь персонал должен быть полностью информирован о своей компании.

Делегирование полномочий каждому сотруднику — передача определённого объёма полномочий каждому сотруднику. Это становится возможным благодаря обучению по многим специальностям, владению широкими навыками и умениями и пр.

Управлять — значит начать с планирования и сравнить план с результатом.

Анализ происходящего на предприятии и действие на основе фактов. (Делай выводы, опираясь на достоверные данные).

Устранение основной причины и предотвращение рецидивов. (Не путай причину проблемы с её проявлениями).

Встраивание качества в процесс как можно раньше. (Качество должно встраиваться в процесс. Проверка не создает качества).

Стандартизация. (Нужны методы, позволяющие закрепить достигнутый успех).

Кайдзен-проект — это серьезный проект, направленный на создание непрерывно совершенствующейся компании (внедрение кайзен, без реорганизации линий) или на внедрение бережливого производства в полном объеме.

Особенности кайдзен-проекта

Проект разбивается на шаги, каждый из которых ценен сам по себе и дает измеримый результат:

  • доступно по цене;
  • вы видите результат каждого этапа;
  • работаем над внедрением вместе.

А если учесть, что предлагаемый метод нацелен на решение Ваших задач с минимальными затратами, то это, возможно, самый выгодный способ сотрудничества с нашей компанией.

Ведь к моменту внедрения второго шага мероприятия первого шага уже приносят свой коммерческий эффект.

Типовой План внедрения Кайдзен технологии

Этап 1. Внедрение кайдзен на производстве

Шаг 1. Подготовка.

  • Сбор всей необходимой информации
  • Отбор людей в кайдзен-команду и отбор актива из работников
  • Предварительное изучение процесса
  • Предварительное обучение членов кайдзен-команды
  • Презентация и разъяснение проекта руководителям
  • Выявление потенциальных причин трудностей при внедрении кайзен, предложение мероприятий для устранения этих причин.

Шаг 2. Опытный участок. (Пример)

Первый участок – финишная обработка, далее будем следовать по участкам последовательно, от конца к началу технологического процесса, согласно принципу «вытягивания».

В перспективе, за счет сокращения неэффективных затрат времени и труда, появится возможность обрабатывать листы более разнообразно (учитывая планы расширения линейки изделий), включая раскрой листа по чертежу заказчика.

В течение срока внедрения члены кайдзен-группы или кайдзен-менеджер проводят на опытном участке не менее 60 минут в день с каждой сменой, наблюдая, контролируя, помогая и отвечая на вопросы.

Процесс работ на опытном участке и достигнутые результаты доводятся до всех сотрудников предприятия.

Люди, активно участвовавшие в работе кайдзен-группы, обязательно должны быть вознаграждены (материально или нематериально)!

Ожидаемые результаты первого этапа (программа-максимум):

  • Собраны предложения по улучшению
  • Создана система показателей, позволяющая отслеживать результаты работ и качество процесса
  • Внедрена усовершенствованная рабочая процедура (стандарт работы)
  • Сократились потери (времени, трудозатрат, материала, энергии и др. – по ситуации)
  • Повысилась дисциплина (работники бережнее относятся к оборудованию и ресурсам, поддерживают чистоту, соблюдают стандартную рабочую процедуру)
  • Люди получили опыт решения задач по совершенствованию и им понравилось
  • Кайдзен-группа получила опыт, овладела инструментами и приемами Kaisen на практике

Шаг 3. Последовательное внедрение на следующих участках.

Этап 2. Методика «Кайдзен» — внедрение в масштабе компании

Работа с высшим руководством компании:

— обучение в области кайдзен

— формализация стратегии

— декомпозиция стратегических целей до целей отделов, подразделений (постановка измеримых целей каждому подразделению и сотруднику)

Описание и упорядочивание бизнес-процессов компании (не только сферы производства), включая работу с персоналом, разработку новых продуктов, работу коммерческого отдела по развитию и т.п.

Разработка и внедрение процесса постоянного усовершенствования компании, включая систему предложений и систему групповой работы (кружки качества или что-либо подобное).

Работа по изменению корпоративной культуры в сторону кайдзен-мышления (ведется постоянно)

По этому этапу составляется отдельный подробный план.

СРОКИ

Кайдзен менеджмент может быть внедрен в период от 2-х недель до 1 года:

а) от 2 недели до 1 месяца — если нужно усовершенствовать отдельный небольшой процесс или деятельность небольшого подразделения;

б) от 1 месяца до 1 года (средний срок 5 месяцев) — если необходимо полноценное внедрение.

СТОИМОСТЬ

ВАРИАНТ 2 неделиот 250 000 тенге
ВАРИАНТ ОТ 1 МЕСЯЦА ДО ГОДАот 500 000 тенге

Kaizen
5 (100%) 6 votes
Получите бесплатную консультацию