Сертификация Систем менеджмента

СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА МОЖЕТ БЫТЬ 2-Х ВИДОВ:
1) Национальная
2) Международная

Национальная проводится органами по подтверждению соответствия (далее ОПС), прошедшими аккредитацию в Национальном центре аккредитации Республики Казахстан.

16Сертификаты соответствия, выданные национальными ОПС, признаются только на территории Республики Казахстан.

Международная проводится ОПС, прошедшими международную аккредитацию. Сертификаты соответствия, выданные международными ОПС, признаются во многих странах мира.

Как правило, на международную сертификацию выходят компании преследующие следующие цели:
— повышение имиджа;
— снижение технических барьеров при экспорте своей продукции;
— признание системы управления со стороны крупного международного партнера или заказчика.

Во всех иных случаях, на мой взгляд, вполне будет достаточно сертифицировать систему менеджмента в национальном органе по подтверждению соответствия, т.к. стоимость сертификации в данном случае гораздо ниже, а процедура проверки проще.

Важная деталь: у многих предпринимателей имеется мнение о том, что национальные ОПС находятся в государственной собственности, спешу Вас огорчить (или обрадовать) — все национальные ОПС являются частными компаниями.

ПРОЦЕСС СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

Порядок проведения сертификации систем менеджмента в государственной системе технического регулирования Республики Казахстан регламентируется государственными стандартами СТ РК 3.15.1-2009 «Сертификация систем менеджмента. Основные положения», СТ РК 3.15.2 «Сертификация систем менеджмента. Порядок проведения работ по сертификации систем менеджмента».

Процесс сертификации системы менеджмента состоит из следующих этапов:

1. Организационный этап
Заявитель подает заявку в орган по подтверждению соответствия (далее — ОПС) с необходимым пакетом документов для проведения сертификации. После предварительного анализа заявки и представленных документов, ОПС принимает решение о возможности проведения работ по сертификации и в случае положительного решения заключает договор с заявителем.

2. Сертификационный аудит

На этом этапе назначенная ОПС группа по аудиту выезжает на предприятие заявителя для проведения аудита «на месте». Аудит «на месте» проводится согласно утвержденной директором ОПС программы и плана аудита, предварительно согласованной с заявителем. Результаты аудита, выводы и рекомендации группы по аудиту оформляет в виде акта по аудиту, один экземпляр которого передается заявителю. При обнаружении несоответствий группа по аудиту назначает корректирующие мероприятия по их устранению. Выполнение заявителем корректирующих мероприятий обязательно. Решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата принимается ОПС на основании рассмотрения отчета по аудиту и результатов выполнения корректирующих мероприятий. При положительном решении ОПС оформляет сертификат соответствия системы менеджмента установленного образца. Сертификат соответствия системы менеджмента выдается сроком на 3 года.

3. Инспекционные аудиты.
Инспекционный аудит проводит ОПС, выдавший сертификат, в течение всего срока его действия, не реже одного раза в год. При инспекционном аудите общий объём проверки составляет одну треть процессов системы менеджмента.
Если заявитель отказывается от проведения инспекционного аудита или препятствует проведению инспекционного аудита, ОПС вправе аннулировать ранее выданный сертификат.
Если при инспекционном аудите установлено, что заявитель продолжает соответствовать требованиям на систему менеджмента, ОПС оформляет решение о подтверждении действия сертификата.

4. Ресертификация
Ресертификацию проходят заявители по окончанию срока действия сертификата. Процедура ресертификации аналогична проведению сертификационного аудита, описанного выше. Заявка на ресертификацию подается в ОПС, проводивший первичную сертификацию за 2 месяца до окончания срока действия сертификата соответствия. На основании положительных результатов ресертификационного аудита взамен действующего сертификата оформляется новый, при этом сохраняется номер предыдущего сертификата.

5. Расширение области сертификации систем менеджментаimgpreview

Область сертификации расширяют при изменении:
— стадий жизненного цикла в рамках группы однородной продукции, применительно к которой была сертифицирована система менеджмента;
— номенклатуры продукции, выпускаемой организацией.
Держатель сертификата, желающий расширить область сертификации, направляет письмо-обращение в ОПС. При составлении программы и плана инспекционного контроля необходимо учесть расширяемую область сертификации.На основании отчёта по результатам инспекционного аудита орган по подтверждению соответствия СМ оформляет решение о расширении области сертификации и взамен действующего сертификата соответствия системы менеджмента оформляется новый, учитывающий прежнюю и расширенную область сертификации. При этом сохраняется номер и срок действия сертификата соответствия системы менеджмента, а дата выдачи совпадает с датой принятия решения о расширении области сертификации.Предыдущий сертификат соответствия системы менеджмента возвращается организацией в ОПС.

6. Сокращения области сертификации
Сокращение области проводится по инициативе:
— держателя сертификата;
— органа по подтверждению соответствия по результатам инспекционного аудита, ресертификации либо при получении информации об изменениях в системе менеджмента организации, которые могут повлиять на выполнение требований, предъявляемых при сертификации.В случае сокращения области сертификации по инициативе держателя сертификата последний направляет в орган по подтверждению соответствия письмо-обращение с указанием исключаемого вида продукции или исключаемых стадий жизненного цикла продукции.На основании письма-обращения держателя сертификата ОПС принимает решение о сокращении области сертификации.Рекомендации о сокращении области сертификации по инициативе ОПС оформляют в виде акта.На основании принятого решения взамен действующего сертификата соответствия системы менеджмента оформляется новый, с сокращённой областью сертификации. При этом сохраняется номер и срок действия сертификата соответствия системы менеджмента, а дата выдачи должна совпадать с датой принятия решения о сокращении области сертификации. Предыдущий сертификат соответствия системы менеджмента возвращается в ОПС.

7. Оформление дубликата сертификата соответствия СМ
В случаях утери заказчиком подлинника сертификата соответствия ОПС СМ может выдаваться его дубликат. Для этого заказчик представляет следующие документы:
1. письмо-заявление об утере подлинника сертификата и выдачи его дубликата на имя директора ОПС;
2. опубликованное объявление в газете об утере сертификата, с приложением документов, подтверждающих оплату объявления. После рассмотрения документов заказчика, ОПС выдает дубликат сертификата с отметкой «Дубликат» в правом верхнем углу и датой выдачи дубликата.

Оцените
Получите бесплатную консультацию